Узбекистан наращивает присутствие в сфере международного образования. Число студентов, обучающихся за рубежом, выросло с 35 000 до более чем 109 000 с 2017 по 2021 год. Особенно быстро растёт интерес к Японии. По данным JASSO, за девять лет число узбекистанцев в японских вузах выросло почти в десять раз — с 302 до 2 844. Развитие партнёрства между Ташкентом и Токио в сфере образования и технологий — необходимо стране для подготовки нового поколения специалистов, способных применять международный опыт в развитии Узбекистана. Однако усилий одного государства недостаточно.
Уже много лет выстраивать межкультурные связи помогает Ульмас Гулямов, международный менеджер Camus Education и бывший специалист Tokyo Study — образовательной платформы для поступления в вузы Японии. Он разработал методику сопровождения студентов CONNECT, которая повышает их адаптационные возможности и помогла уже тысячам узбекистанцев построить международную карьеру. В интервью он объяснил, как международное образование позволяет расширять горизонты страны и формировать новое поколение глобальных профессионалов.
Ульмас, интерес к обучению в Японии в последние годы заметно вырос. Почему именно это направление, на ваш взгляд, стало таким привлекательным для студентов из Узбекистана?
Япония сочетает в себе высокое качество образования, безопасность, современные технологии и культурную самобытность. Для студентов это шанс получить диплом, освоить язык, развить гибкие навыки и открыть карьерные перспективы за рубежом. Японские университеты активно расширяют международные программы и открыты для талантливых ребят с разных уголков мира.
Вы начали развивать карьеру в международном образовании, когда тема Японии только набирала популярность в стране. С чего начинали?
В 2017 году я увидел, что всё больше студентов из Узбекистана интересуются Японией, но сталкиваются с нехваткой информации и поддержки, и решил сосредоточиться на этом направлении — присоединился к Tokyo Study, где сопровождал студентов на всех этапах, от выбора вуза до адаптации. Тогда и стало ясно: чтобы добиться устойчивого результата, нужно не просто консультировать, а выстраивать прямые партнёрства с университетами.
Выстраивать отношения с другой культурой всегда непросто. Как налаживали связи на старте?
Задача была — создать стабильный канал поступлений. Мы выстраивали доверие с университетами, я лично вёл переговоры и заключал соглашения. Это сократило бюрократию и дало преференции студентам. Главное — понять японскую логику: им важны системность, надёжность и долгосрочные отношения.
Япония считается одной из самых сложных стран для выстраивания деловых отношений. Что вам помогло в этом?
Япония — страна, где всё строится на доверии и последовательности. Нужно не просто подписать договор, а выстроить репутацию. Мы должны были доказать, что качественно готовим студентов, сопровождаем их на всех этапах.
Вы разработали методику сопровождения студентов, которую теперь используют другие агентства. В чём ее суть?
Это авторская система карьерного и образовательного сопровождения. Она охватывает весь путь студента: от выбора направления до адаптации и выхода на рынок труда. Это не просто оформление документов, а коучинг, стратегия и наставничество. За годы я понял: студентам нужна не инструкция, а поддержка и чёткая структура.
Какие результаты дали вам уверенность в её эффективности?
Самый яркий пример — Исмаил Пармонов. Он поступил в Tokyo International University, прошёл весь путь под моим наставничеством и сейчас работает старшим IT-рекрутером в международной компании. Таких кейсов десятки. Мы также регулярно получаем предложения о сотрудничестве от японских вузов — для меня это главный индикатор доверия. Образование за границей — это не бегство, а вклад в будущее страны. Мы не теряем людей, мы расширяем горизонты и возможности Узбекистана через их опыт и связи.
С какими барьерами чаще всего сталкиваются студенты и вы как куратор?
В первую очередь — внутренние барьеры: неуверенность, страх перед неизвестным. Затем — языковые, культурные и финансовые сложности. Поддерживал студентов с ограниченными финансовыми возможностями: сопровождал в процессе получения грантов, оформлении документов, а также оказывал моральную и мотивационную поддержку в стрессовых ситуациях.
Как вы считаете, с чего должен начать студент, который хочет учиться в Японии?
С ответа на вопрос «зачем». Не просто «уехать», а осознанно определить, какую цель вы хотите реализовать через образование. Далее — найти наставника и быть готовым к дисциплине, изучению языка и уважению культуры. Япония предоставляет большие возможности, но их нужно заслужить трудом и готовностью меняться.